ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.
Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.
Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие)
- дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие)
- дети с тяжёлыми нарушениями речи;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с расстройством аутистического спектора.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ.
Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.
Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:
- Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры н.п речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса..
- Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.(н.п. нарушение речи).
Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является:
- принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
- непрерывность;
- вариативность;
- соблюдение интересов воспитанника;
- принцип создание ситуации успеха;
- принцип гуманности и реалистичности;
- содействие и сотрудничества детей и взрослых.
Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
- Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.
- Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает:
- разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка;
- проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач;
- проведение открытых занятий;
- работа с детско-родительская парой.
Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:
- индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ;
- единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ;
- возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.
Список
общеобразовательных организаций Ставропольского края для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
№ п/п
|
Наименование учреждения
|
Адрес учреждения
|
Ф.И.О.
руководителя
|
Контактные данные (телефон, e-mail, сайт)
|
1.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
|
355035
г. Ставрополь
ул. Мира, 285
|
Заика
Елена
Васильевна
|
8(8652)99-23-52 администратор
8(8652) 24-65-36 директор
e-mail: kpmpk_minobr@mail.ru
сайт: http://psycentre26.ru/
|
2.
|
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» в г. Буденновске
|
356800, Ставропольский край, г. Буденновск, ул. Промышленная 4
|
Матжанов
Андрей
Николаевич
|
8 (86559) 2-04-23
e-mail: fkcpmss@mail.ru
сайт: http://psycentre26.ru/
|
3.
|
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» в с. Летняя Ставка
|
365540, Ставропольский край, Туркменский район, с. Летняя Ставка,
ул. Советская 19
|
Полухина
Ольга
Николаевна
|
8 (86565) 2-08-38
e-mail: lstavka_centr@mail.ru
сайт: http://psycentre26.ru/
|
4.
|
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» в c. Александровское
|
356300, Ставропольский край, Александровский район, с. Александровское ул. Пушкина 47
|
Зайцева
Ольга
Борисовна
|
8 (86557) 9-20-34
e-mail: fgboukptc@mail.ru
сайт: http://psycentre26.ru/
|
5.
|
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» в с. Донское
|
356170, Ставропольский край,
Труновский район,
с. Донское, ул.Светлая 2
|
Хуторная
Светлана
Александровна
|
8 (86546) 3-45-25
e-mail.ru: centr-donskoe@mail.ru
сайт: http://psycentre26.ru/
|
6.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
|
356240
г. Михайловск, ул. Гагарина, 370
|
Корюкина
Елена
Николаевна
|
8-86553-6-07-69, 5-25-71
psycentr-mikhaylovsk@yandex.ru
http://www.psycentr-mikhaylovsk.ru/
|
7.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, социальной, медицинской помощи семье и детям «Рука в руке»
|
357981
Нефтекумский район, п. Затеречный, ул. Коммунальная, 17
|
Анисимова
Ирина
Андреевна
|
8(86558)2 44 45
Сот. 8962 021 1822
e-mail: detdom-23@yandex.ru
|
8.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, социальной, медицинской помощи семье и детям
|
357500, г. Пятигорск, Ставропольский край, пос. Горячеводский ул. Ясная 4
|
Гайворонская Тамара Борисовна
|
8 (8793) 31-68-15
Сот. 89188657419
e-mail: terishome@mail.ru
сайт: http://www.centr-detstvo26.ru
|
|